26 октября / суббота, 21:00
Вольфганг Амадей Моцарт
РЕКВИЕМ
солистка Государственного Телевидения и Радио России
Дарья Давыдова (сопрано)
солистка Московского театра «Новая опера»
Полина Шамаева (меццо-сопрано)
лауреат Международных конкурсов
Юрий Ростоцкий (тенор)
Вадим Зарипов (бас)
Оркестр Московской областной филармонии «Инструментальная капелла»
Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова
Дирижер – заслуженный артист России Виктор Луценко
В час, когда чинная филармоническая публика уже расходится по домам, окунитесь в мистическую атмосферу самого таинственного шедевра в истории музыки. Тридцатипятилетний композитор не успел его завершить, но вложил в него всю силу своего гения, потому что был уверен — этими звуками он прощается с жизнью и земным миром. Духовное завещание великого Моцарта и поныне будоражит души людей, заставляя задуматься о самом важном. Иничто не может сравниться со звучанием Реквиема в стенах большого собора, где музыка обретает особое величие.
Реквием был заказан Моцарту за год до его смерти человеком в черном, не пожелавшем назвать свое имя. Эта история легла в основу маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» и стала кульминацией фильма Милоша Формана «Амадеус». На самом деле «черный человек» оказался слугой графа Вальзегга, любителя музыки, который хотел прославиться как композитор, не умея сочинять. Анонимно, за большие деньги он заказывал лучшим композиторам своего времени сочинения, которые затем выдавал за свои. «Реквием» он заказал к годовщине смерти своей жены, однако для Моцарта это совпадение оказалось роковым.
Реквием совершенно новаторское сочинение, в котором Моцарт отошел от своей прежней церковной музыки. Оставаясь убежденным католиком, он принял масонство и его отношение к религии изменилось. Склонность к таинственному, присущая Моцарту с детства, теперь проявилась со всей силой, его занимала мысль о смерти и потустороннем. Прежде преданный земным радостям, теперь он идет навстречу миру сверхъестественного, который заставил его содрогнуться в «Дон-Жуане», а затем открыл ему свою возвышенную силу. В «Реквиеме» он рассматривает ее с метафизической стороны, как силу, отрешенную всего преходящего, пробуждающую в человеке чувство вины и жажду искупления. Тем самым Моцарт соприкасается с учением церкви о страшном суде и милосердии Божьем.
Дарья Давыдова (сопрано) – солистка Государственного Телевидения и Радио (ВГТРК). Окончила Московский государственный лингвистический университет и с отличием Московскую консерваторию (класс проф. М. Касрашвили). В репертуаре: Мюзетта («Богема»), Марфа («Царская невеста»), Мими («Богема»), Сюзанна («Свадьба Фигаро»). В 2014 г. дебютировала в Большом театре в партии графини ди Чепрано («Риголетто»). Сотрудничает с Камерным хором, гастролирует в Португалии, Австрии, Германии, Дании, Финляндии, Польше, Японии, Китае, а также в городах России.
Полина Шамаева (меццо-сопрано) — солистка Московского театра «Новая Опера» и Венгерского государственного оперного театра. Победитель V сезона телеконкурса «Большая опера» на канале Россия-Культура (2017). Окончила Академию хорового искусства им. В. С. Попова по специальностям «хоровое дирижирование» (2011) и «сольное пение» (2016). Сотрудничает с такими выдающимися дирижерами, как В. Федосеев, В. Спиваков, М. Плетнев, В. Юровский, А. Сладковский и др. Выступает на крупнейших сценах России и мира, в числе которых Большой зал Московской консерватории, ММДМ, Зал имени Чайковского, Государственный Кремлевский дворец, Афинский Дворец музыки (Греция), Osaka Symphony Hall (Япония), Auditorio de Tenerife (Испания), Auditorium Stravinsky (Швейцария) и др. Постоянный участник Международного фестиваля классической музыки Владимира Спивакова (Франция), Музыкального фестиваля в Рейнгау (Германия), Московского Пасхального фестиваля и других.
Юрий Ростоцкий (тенор) — выпускник РАМ имени Гнесиных («Вокальное искусство»), совершенствовался в программе для молодых певцов Oper Oder Spree (Германия, 2014) и школе пения Accademia Rossiniana (Италия, 2017). Лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (2015), Московского конкурса теноров имени Ивана Козловского (2011), Международного конкурса вокалистов «Bella voce» (2004) и других. В 2015-2018 гг. — солист Московского театра «Новая Опера», в 2018-2019 гг. — ведущий солист Санкт-Петербургского музыкального театра «Зазеркалье», где исполнял ведущие партии репертуара. В настоящее время выступает на европейских сценах, среди недавних ангажементов Бельфьоре («Мнимая садовница» Моцарта, Берлин), Тебальдо («Монтекки и Капулетти» Беллини, Каунас), Линдоро («Итальянка в Алжире» Россини, Арнем, Нидерланды), партии Евангелиста и тенора в «Страстях по Иоанну» и «Страстях по Матфею» Баха (Хёсден, Нидерланды) и др. Сотрудничает с такими выдающимися дирижерами, как В. Юровский, М. Плетнев, В. Федосеев, П. Нойман, Я. Латам-Кёниг, А. д’Агостини, Л. Акочелла и др.
Вадим Зарипов (бас) — выпускник Музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова. В прошлом солист Челябинского государственного академического театра оперы и балета, ныне — солист хора Сретенского монастыря.
Оркестр «Инструментальная капелла»(основан в 1979) – один из немногих коллективов-первооткрывателей аутентичного исполнительства в России. В его репертуаре – западноевропейская музыка эпохи барокко и венского классицизма, произведения русских композиторов. Коллектив отличают обращение к традициям ансамблевой игры XVII-XVIII веков, внимание к стилю эпохи. Музыканты выступают с концертами по всей России, гастролируют за рубежом, регулярно проводят детские благотворительные и просветительские концерты. Художественный руководитель — заслуженный артист России Виктор Луценко.
Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова уже более полувека радует своим искусством поклонников хоровой музыки во всём мире, предлагая слушателям разнообразные программы классических произведений, сочинений современных композиторов и народных песен. Один из старейших коллективов России, хор был организован в 1956 году. На счету хора множество премьер сочинений российских композиторов, многие из них вошли в фонд радио и телевидения, записаны фирмой «Мелодия». Коллектив — непременный участник празднований Дней города, юбилеев и других торжеств. Большой успех сопровождает многочисленные гастроли хора по стране и за рубежом (в Австрии, Швеции, Нидерландах, Германии, Франции, Финляндии, Польше, Румынии, Греции, Корее, Японии). Художественный руководитель и дирижер – Николай Азаров.
В программе: В. А. Моцарт. Реквием для солистов, хора и оркестра