«Я никогда не видел художника более сконцентрированного, более энергичного и более глубокого», — писал Иоганн Вольфганг Гёте о Людвиге ван Бетховене. Джузеппе Верди говорил: «Перед именем Бетховена все мы должны склониться в поклоне». Можно привести множество высказываний гениев прошлого и настоящего, которые превозносят имя последнего из венских классиков. И это не случайно — искусство Бетховена изменило музыкальный XIX век, стало отправной точкой для многих творцов — и не только композиторов, и продолжает владеть умами наших современников. Композитор-мыслитель, считавший музыку «откровением более высоким, чем мудрость и философия», он по-новому осмыслил музыкальную героику и лирику. Двум этим граням всеобъемлющей бетховенской музыки посвящена программа Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана, открывающая юбилейный год композитора.
В знаменитой «Героической» не только впервые появляется весь масштаб личности Бетховена-симфониста — у этой симфонии нет предшественниц во всем искусстве прошлого. Нечастый гость на сцене — единственный скрипичный концерт мастера, и тем более в авторской редакции для фортепиано, которую Бетховен осуществил для концерта и пианиста Муцио Клементи. Солирующую партию в концерте исполняет один из самых востребованных пианистов современности Владимир Фольцман.