Местами - божественно. Часами - невыносимо. Таково одно из самых распространённых предубеждений мировой публики по отношению к произведениям композитора Рихарда Вагнера.Полёт Валькирий, свадебный хор, смерть Изольды даже какая-нибудь оркестровая увертюра пользуются неизменным успехом в концертных программах - а вот вагнеровские спектакли, длящиеся по 4 часа и более, до сих вызывают смутные сомнения, переходящие иногда в священный ужас. А иногда и никуда не переходящие: «это не моё».
А между тем, его музыкальные драмы продолжают жить, влиять на современный театр и современных слушателей - и находить к ним новые подходы. И в вагнеровском мире совсем нетрудно ориентироваться, если просто спокойно разобраться в том, как он устроен. Нужно только немного интереса и терпения. Если они у вас есть - лекция Артема Варгафтика о Вагнере и его героях может стать вашим «руководством терпеливого пользователя» и вы получите много интересных продолжений: Вагнер об этом позаботился.